Прибор контроля движения в геозонах «ОСА-1»
Общие сведения
Прибор «ОСА-1» предназначен для оповещения водителя о различных ограничениях связанных с его передвижением, таких как: ограничение скорости в рамках конкретной территории или дороги, движение с выключенными фарами, контроль пристёгнутого ремня безопасности. Ограничения скорости задаются в программе «КОМБАТ» и загружаются на прибор «ОСА-1» по USB интерфейсу, либо в удалённом режиме при подключении к прибору «ТПМ» или «ВЕКТОР». Прибор оснащён дисплеем, светодиодными индикаторами и звуковым излучателем для оповещения водителя. Для подключения устройства предусмотрены разъем питания и шины RS485, а также разъем micro-USB. Подробное описание алгоритма работы и оповещений прибора указано руководстве по эксплуатации.
Технические характеристики
Напряжение основного питания, В: | 12-30 |
Напряжение питания при подключении через USB кабель, В: | 5 ± 5% |
Температура хранения и эксплуатации,°C: | –40..+55 |
Интерфейсы: | RS485, USB |
Монтаж и подключение прибора
Выберите место для установки на лобовом стекле или в области приборной панели и расположите прибор таким образом, чтобы с места водителя был виден экран прибора, а кнопка регулировки яркости была в свободном доступе.
При наличии прибора «Вектор» подключите линию RS485: жёлтый и белый провода прибора "ОСА-1" соедините с жёлтым и белым проводами прибора «Вектор» соответственно.
Далее существует два варианта монтажа:
1. В случае, если контроль включения фар, ремня безопасности и проблескового маячка не нужны
2. В случае, если необходимо подключить контроль включения фар, ремня безопасности и проблескового маячка
1-ый случай, если нет необходимости контроля включения фар, контроля пристёгнутого ремня безопасности и контроля включения проблескового маячка подключите прибор к питанию. Чёрный провод к минусу аккумулятора, красный провод – к плюсу через предохранительную колодку. Предохранитель 1А устанавливается в колодку предохранителя в последнюю очередь. Либо используйте micro-USB кабель и зарядное устройство или переносной аккумулятор. Напряжение питания через разъем micro-USB не должно превышать 5,25В. Ток источника питания - не менее 500мА.
Внимание! Некачественный источник питания, подключенный к разъёму micro-USB, может повредить или вывести из строя прибор «ОСА-1». При корректном монтаже прибор включится.
2-ой случай, если необходим контроль включения фар, ремня безопасности или проблескового маячка. Соедините вход выключателя массы(коричневый провод) с "массой" автомобиля. Если выключателя массы на автомобиле не предусмотрено, подключите провод к минусу питания прибора(чёрный провод).
Вход 1(синий провод) подключите к линии контроля включения фар. Если контроль включения фар не нужен, соедините синий провод с плюсом питания прибора. По умолчанию вход 1 настроен в режим дискретный положительный. При включённых фарах на входе 1 должно появиться напряжение более 5В.
Вход 2(розовый провод) подключите к линии контроля ремня безопасности, если контроль пристёгнутого ремня безопасности не нужен, розовый провод необходимо оставить неподключенным. По умолчанию вход 2 настроен в режим дискретный отрицательный. При отстёгнутом ремне безопасности вход 2 должен замыкаться на минус питания. При пристёгнутом ремне – замыкание должно пропадать, либо появляться напряжение более 3В.
Вход 3(оранжевый провод), при необходимости, подключите к линии контроля проблескового маячка, если контроль работы проблескового маячка не нужен, оранжевый провод необходимо оставить неподключенным. По умолчанию вход 3 настроен в режим дискретный положительный. При включении проблескового маячка на входе должно появляться напряжение более 5В.
Если при подключении сигналы на входах отличаются от сигналов по умолчанию, необходимо произвести настройку входов. Подробнее о настройке в пункте «Настройка входов».
Фиолетовый и зелёный провода не подключаются.
Подключите чёрный провод к минусу аккумулятора, красный провод – к плюсу через предохранительную колодку. Предохранитель 1А устанавливается в колодку предохранителя в последнюю очередь.
Прибор "ОСА-1" также может использоваться без прибора мониторинга. Установка прибора будет аналогична вышеуказанной за исключением подключения линии RS485. Желтый и белый провода не подключаются.
При подключении прибора с использованием дополнительного кабеля
1. Отсоедините интерфейсный кабель от прибора ВЕКТОР/ТПМ
2. Подключите дополнительный кабель в разъемы приборов ОСА и ВЕКТОР/ТПМ
3.Подключите интерфейсный кабель прибора мониторинга к дополнительному кабелю и затяните винты на разъемах.
Схемы подключения
Настройка входов в программе КОМБАТ
Световой и звуковой индикатор должен включиться при движении с выключенными фарами
Настройки по умолчанию предполагают, что при включенных фарах на входе i1 появляется напряжение. Алгоритм работы: при включенной "массе", отсутствии напряжения на первом входе(i1) и движении автомобиля(скорость более 10 км/ч и срабатывание датчика вибрации) ОСА будет мигать индикатором и издавать звуки.
При отсутствии необходимости контроля фар вход необходимо подключить к напряжению питания или отключить индикацию()
При выключенной "массе" звуковая и световая индикация отключается.
В окне настройки входа i1:Выбрать режим работы входа: дискретный положительный
Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 2 (i1) и "Датчик перемещения", Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть снята. Напротив канала i1 должна быть отмечена галочка инверсии.
Инверсия означает, что предупреждение включается при выключенном входе (отсутствии напряжения на входе, выключенных фарах).
Световой и звуковой индикатор должен включиться при движении автомобиля с отстегнутым ремнём
Настройки по умолчанию предполагают, что при отстёгнутом ремне вход подключен на минус, при пристёгнутом ремне сигнала на входе нет(высокоимпедансное состояние), либо присутствует напряжение 5В и более. Алгоритм работы: при включенной "массе", высокоимпедансном состоянии входа и движении автомобиля(скорость более 10 км/ч и срабатывание датчика вибрации) ОСА будет мигать индикатором и издавать звуки.
При выключенной "массе" звуковая и световая индикация отключается.
В окне настройки входа i2:Выбрать режим работы входа: дискретный отрицательный
Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 3 (i2) и "Датчик перемещения", Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть снята. Флаг инверсии должен быть снят(означает, что вход срабатывает при активном входе, когда вход соединён с минусом, как происходит при отстегнутом ремне).
Отсутствие инверсии означает, что предупреждение включается при включенном входе i2 и включении (активации) датчика перемещения
При движении автомобиля с включённым проблесковым маячком должен увеличиться порог превышения скорости на 20 км/час. Звуковой индикатор не должен включаться.
Настройки по умолчанию предполагают, что при включении проблескового маячка на входе i3 появляется напряжение. При отключении маячка напряжение исчезает.
В окне настройки входа i3:Выбрать режим работы входа: дискретный положительный
снимите галочку "Сирена не подключена" и выберите канал сирены "4: i3" Галочка "инверсия входа" должна быть снята. Означает, что включению сирены соответствует включение (подключение входа к напряжению) датчика i3.
В окне настройки индикатора.Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 4 (i3), Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть установлена. Флаг инверсии должен быть снят. Индикатор будет включаться при включенной "массе" и включении проблескового маячка/сирены. Звук при этом включаться не будет. включение индикатора поможет оценить корректность подключения при монтаже.
Проверка корректности монтажа
1. Убедитесь, что питание прибора включено, на дисплее отображается какая-либо индикация.
2. Включите фары. На приборе должен кратковременно зажечься индикатор 1 контроля включения фар в нижней левой части прибора.
3. При отстегивании ремня безопасности на приборе должен кратковременно зажечься индикатор 2 контроля пристёгнутого ремня безопасности в нижней правой части прибора.
4. На ТС государственных и специальных служб (пожарная, МЧС, полиция, скорая помощь) включите проблесковый маячок. На приборе должен зажечься индикатор 3 контроля включения проблескового маячка справа от дисплея прибора.
Алгоритм работы и оповещения
При включении питания прибор начнёт определять координаты. Этот процесс может занять несколько минут, его длительность зависит от уровня сигнала со спутников. При отсутствии координат на дисплее будет отображаться один сегмент перемещающийся по кругу.
После того как координаты будут определены, на экране отобразится ограничение скорости в текущей геозоне, либо прочерки "--" при отсутствии ограничения.
Прибор определяет и отображает ограничение скорости в текущей геозоне. Прибор оповещает водителя о превышении скорости звуковым сигналом и миганием индикатора. Для того, чтобы звуковой сигнал прекратился, необходимо снизить скорость.
Типы оповещений:
при нахождении внутри геозоны на дисплее отображается максимально допустимая скорость передвижения;
при нахождении вне настроенных геозон на дисплее отображаются прочерки --;
при вхождении в геозону из зоны без ограничения скорости или из зоны с иным ограничением скорости, прибор издает короткий звуковой сигнал, на дисплее обновляется значение ограничения;
Сигналы при превышении скорости выше установленного ограничения (настройки по умолчанию):
от 10 до 15 км/ч - короткие и редкие звуковые и световые сигналы;
от 16 до 35 км/ч - более частые звуковые и световые сигналы;
свыше 35 км/ч - непрерывные звуковые и световые сигналы.
Для машин оперативных служб (пожарная, МЧС, полиция, скорая помощь) допускается превышение скорости при условии включения проблескового маячка и настроенного входа 3 в приборе. В этом случае звуковое оповещение включится при превышении более чем на при превышении скорости более чем на 20 км/ч.
Если автомобиль двигается с выключенными фарами или с не пристёгнутым ремнём безопасности, соответствующий световой индикатор начнёт мигать, и включится звуковое уведомление. Данные сигналы срабатывают только при движении автомобиля на скорости более 10 км/час.
В приборе реализована возможность регулировки яркости индикаторов. Изменение яркости производится путём кратковременного нажатия на кнопку. При этом на экране будет отображена цифра от 01 до 04, которая показывает текущий режим настройки яркости.
Имеются 4 типа настройки яркости:
- автоматический, установка яркости по времени суток в зависимости от географического положения и времени года
- низкий уровень яркости
- средний уровень яркости
- высокий уровень яркости
Если выбраны режимы 02 - 04, для экономии энергии подсветка снизится при стоянке дольше 5 минут – до среднего уровня, дольше 10 минут – до низкого уровня.
При разряде аккумулятора или длительной стоянке более 12 часов прибор переходит в режим энергосбережения. В этом режиме отключается индикация, и может отключаться определение координат.
В режиме энергосбережения на экране будет мигать точка раз в 5 секунд. Переход в режим энергосбережения происходит также при разряде аккумулятора до напряжения 10В/22В для 12В и 24В аккумулятора соответственно.
Выход из энергосберегающего режима производится автоматически после срабатывания датчика вибрации.
Создание и загрузка файла геозон
Создание файла геозон производится средствами программы «КОМБАТ». Файл геозон должен иметь название geo.dat. Есть три способа загрузки файла: через подключение USB-накопителя к разъёму micro USB, через подключение к компьютеру, и через прибор «Вектор».
Подключите прибор в USB-порт компьютера при помощи кабеля micro-USB. На компьютере должен определиться съёмный диск. В случае необходимости отформатируйте диск в файловую систему FAT32. Загрузите на него файл геозон. После завершения загрузки файла воспользуйтесь средством безопасного извлечения дисков.
Необходимо подключить питание прибора через интерфейсный кабель. USB-накопитель должен быть отформатирован в файловую систему FAT32. Подключите к прибору USB-накопитель через переходник USB–micro-USB или накопитель с micro-USB разъёмом.
• На экране отобразится надпись
• Начнётся процесс проверки файла сопровождающийся отображением символов , в случае успешного завершения проверки на дисплее отобразится надпись
• Далее начнётся процесс копирования файла, во время которого на дисплее будут отображаться , в случае успешного завершения копирования на дисплее отобразится надпись
• По завершению копирования, на дисплее будет отображаться символ , пока USB-накопитель не будет извлечён.
В случае прерывания процесса загрузки файла(например, преждевременное отключение USB-накопителя или обрыв питания), необходимо повторно загрузить файл с USBнакопителя.
С подключением к прибору «Вектор» у пользователя появляется возможность загрузки геозон и их автоматического удалённого обновления через программу «КОМБАТ». Подробнее эта процедура описана в справке к программе «КОМБАТ».
Функция самодиагностики
Прибор имеет функцию самодиагностики. При возникновении ошибок на экране отображается код неисправности.
При отсутствии или некорректном файле геозон на экране отобразится код ошибки "E3" или "E5". Для исправления ошибки загрузите новый файл через интерфейс USB или через прибор «Вектор» из системы «КОМБАТ».
В случае внутренних неисправностей на экране отображается код ошибки "E1" или "E2". Использование прибора с этими ошибками невозможно.
Файлы для скачивания