Это старая версия документа!


Прибор контроля движения в геозонах «ОСА-1»

Скульптура

Общие сведения

Прибор «ОСА-1» предназначен для оповещения водителя о различных ограничениях связанных с его передвижением, таких как: ограничение скорости в рамках конкретной территории или дороги, движение с выключенными фарами, контроль пристёгнутого ремня безопасности. Ограничения скорости задаются в программе «КОМБАТ» и загружаются на прибор «ОСА-1» по USB интерфейсу, либо в удалённом режиме при подключении к прибору «ТПМ» или «ВЕКТОР». Прибор оснащён дисплеем, светодиодными индикаторами и звуковым излучателем для оповещения водителя. Для подключения устройства предусмотрены разъем питания и шины RS485, а также разъем micro-USB. Подробное описание алгоритма работы и оповещений прибора указано руководстве по эксплуатации.

Технические характеристики

Напряжение основного питания 12-30 В
Напряжение питания при подключении через USB кабель, В: 5 ± 5%
Температура хранения и эксплуатации,°C: –40..+55
Интерфейсы: RS485, USB

Алгоритм работы и оповещения

При включении питания прибор начнёт определять координаты. Этот процесс может занять несколько минут, его длительность зависит от уровня сигнала со спутников. При отсутствии координат на дисплее будет отображаться один сегмент перемещающийся по кругу.


После того как координаты будут определены, на экране отобразится ограничение скорости в текущей геозоне, либо Скульптура при отсутствии ограничения.

Прибор определяет и отображает ограничение скорости в текущей геозоне. Прибор оповещает водителя о превышении скорости звуковым сигналом и миганием индикатора. Для того, чтобы звуковой сигнал прекратился, необходимо снизить скорость.

Типы оповещений:

при нахождении внутри геозоны на дисплее отображается максимально допустимая скорость передвижения;

при нахождении вне настроенных геозон на дисплее отображаются прочерки Скульптура

при нахождении сразу в нескольких геозонах на дисплее отображается наименьшее ограничение скорости;

при вхождении в геозону из зоны без ограничения скорости или из зоны с иным ограничением скорости, прибор издает короткий звуковой сигнал, на дисплее обновляется значение ограничения;

при переходе из одной геозоны в другую с одинаковым ограничением скорости сигналы не издаются.


Сигналы при превышении скорости выше установленного ограничения (настройки по умолчанию):

от 1 до 5 км/ч - короткие и редкие звуковые и световые сигналы;

от 6 до 10 км/ч - более частые звуковые и световые сигналы;

свыше 10 км/ч - непрерывные звуковые и световые сигналы.


Для машин оперативных служб допускается превышение скорости при условии включения проблескового маячка и настроенного входа 3 в приборе(подробнее о настройке в пункте «Монтаж и настройка входов»). В этом случае при небольшом превышении скорости прозвучит одиночный звуковой сигнал, при превышении более чем на 20 км/ч, сигнал будет звучать непрерывно.

В приборе имеются входы для контроля включения фар и пристёгнутого ремня безопасности. Если автомобиль двигается с выключенными фарами или с не пристёгнутым ремнём безопасности, соответствующий световой индикатор начнёт мигать, и включится звуковое уведомление. Данные сигналы срабатывают только при движении автомобиля на скорости более 10 км/час.

В приборе реализована возможность регулировки яркости индикаторов. Изменение яркости производится путём кратковременного нажатия на кнопку. При этом на экране будет отображена цифра от Скульптура до Скульптура которая показывает текущий режим настройки яркости.

Имеются 4 типа настройки яркости:

Скульптура - автоматический, установка яркости по времени суток в зависимости от географического положения и времени года

Скульптура - низкий уровень яркости

Скульптура - средний уровень яркости

Скульптура - высокий уровень яркости

При выборе Скульптура, Скульптура или Скульптура режима для экономии энергии при длительной стоянке яркость подсветки снизится автоматически. При стоянке дольше 5 минут – до среднего уровня, дольше 10 минут – до низкого уровня.

Создание и загрузка файла геозон

Создание файла геозон производится средствами программы «КОМБАТ». Файл геозон должен иметь название geo.dat. Есть три способа загрузки файла: через подключение USB-накопителя к разъёму micro USB, через подключение к компьютеру, и через прибор «Вектор».


Загрузка файла с компьютера

Подключите прибор в USB-порт компьютера при помощи кабеля micro-USB. На компьютере должен определиться съёмный диск. В случае необходимости отформатируйте диск в файловую систему FAT32. Загрузите на него файл геозон. После завершения загрузки файла воспользуйтесь средством безопасного извлечения дисков.


Загрузка файла с USB-накопителя

Необходимо подключить питание прибора через интерфейсный кабель. USB-накопитель должен быть отформатирован в файловую систему FAT32. Подключите к прибору USB-накопитель через переходник USB–micro-USB или накопитель с micro-USB разъёмом.

На экране отобразится надпись Скульптура

Начнётся процесс проверки файла сопровождающийся отображением символов Скульптура , в случае успешного завершения проверки на дисплее отобразится надпись Скульптура

Далее начнётся процесс копирования файла, во время которого на дисплее будут отображаться Скульптура , в случае успешного завершения копирования на дисплее отобразится надпись Скульптура

По завершению копирования, на дисплее будет отображаться символ Скульптура , пока USB-накопитель не будет извлечён.

В случае прерывания процесса загрузки файла(например, преждевременное отключение USB-накопителя или обрыв питания), необходимо повторно загрузить файл с USBнакопителя.


Загрузка файла через прибор Вектор

С подключением к прибору «Вектор» у пользователя появляется возможность загрузки геозон и их автоматического удалённого обновления через программу «КОМБАТ». Подробнее эта процедура описана в справке к программе «КОМБАТ».

Функция самодиагностики

Прибор имеет функцию самодиагностики. При возникновении ошибок на экране отображается код неисправности.

При отсутствии или некорректном файле геозон на экране отобразится код ошибки Скульптура или Скульптура . Для исправления ошибки загрузите новый файл через интерфейс USB или через прибор «Вектор» из системы «КОМБАТ».

В случае внутренних неисправностей на экране отображается код ошибки Скульптура или Скульптура . Использование прибора с этими ошибками невозможно.

При разряде аккумулятора или длительной стоянке прибор активирует режим энергосбережения. В этом режиме отключается индикация, и может отключаться определение координат. В режиме энергосбережения на экране будет мигать точка Скульптура раз в 5 секунд. Переход в режим энергосбережения происходит при стоянке дольше 12 часов, и при разряде аккумулятора до напряжения 10В/22В для 12В и 24В аккумулятора соответственно. Выход из энергосберегающего режима производится автоматически после срабатывания датчика вибрации.

Монтаж и настройка входов

Выберите место для установки и расположите прибор таким образом, чтобы с места водителя был виден экран прибора, а кнопка регулировки яркости была в свободном доступе и находилась под дисплеем. Также необходимо, чтобы с верхней стороны прибора был обзор на небесную сферу для более быстрого определения координат. Приклейте прибор двусторонним скотчем.

При наличии прибора «Вектор» подключите линию RS485: жёлтый и белый провода прибора "ОСА-1" соедините с жёлтым и белым проводами прибора «Вектор» соответственно.

Далее существует два варианта монтажа:

1. В случае, если контроль включения фар, ремня безопасности и проблескового маячка не нужны

2. В случае, если необходимо подключить контроль включения фар, ремня безопасности и проблескового маячка

1-ый случай, если нет необходимости контроля включения фар, контроля пристёгнутого ремня безопасности и контроля включения проблескового маячка подключите прибор к питанию. Чёрный провод к минусу аккумулятора, красный провод – к плюсу через предохранительную колодку. Предохранитель 1А устанавливается в колодку предохранителя в последнюю очередь.

Либо используйте micro-USB кабель и зарядное устройство или переносной аккумулятор. Напряжение питания через разъем micro-USB не должно превышать 5,25В. Ток источника питания - не менее 500мА. Внимание! Некачественный источник питания, подключенный к разъёму micro-USB, может повредить или вывести из строя прибор «ОСА-1».

При корректном монтаже прибор включится.

2-ой случай, если необходим контроль включения фар, ремня безопасности или проблескового маячка. Соедините вход выключателя массы(коричневый провод) с "массой" автомобиля. Если выключателя массы на автомобиле не предусмотрено, подключите провод к минусу питания прибора(чёрный провод).

Вход 1(розовый провод) подключите к линии контроля включения фар. Если контроль включения фар не нужен, соедините розовый провод с плюсом питания прибора.

Вход 2(синий провод) подключите к линии контроля ремня безопасности, если контроль пристёгнутого ремня безопасности не нужен, синий провод необходимо оставить неподключенным.

Вход 3(оранжевый провод), при необходимости, подключите к линии контроля проблескового маячка, если контроль работы проблескового маячка не нужен, оранжевый провод необходимо оставить неподключенным.


Настройки входа 1(фары)

По умолчанию вход 1 настроен в режим дискретный положительный. При включённых фарах напряжение на входе 1 должно быть более 5В.


Настройки входа 2(ремень безопасности)

По умолчанию вход 2 настроен в режим дискретный отрицательный. При отстёгнутом ремне безопасности вход 2 должен замыкаться на минус. При пристёгнутом ремне – замыкание должно пропадать, либо появляться напряжение более 3В.


Настройки входа 3(проблесковый маячок)

По умолчанию вход 3 настроен в режим дискретный положительный. При включении проблескового маячка на входе должно появляться напряжение более 5В.

Изменить режим работы входа с дискретного положительного на дискретный отрицательный и наоборот можно в программе «КОМБАТ» при условии подключения прибора «ОСА-1» к прибору мониторинга «Вектор».

Фиолетовый и зелёный провода не подключаются.

Подключите чёрный провод к минусу аккумулятора, красный провод – к плюсу через предохранительную колодку. Предохранитель 1А устанавливается в колодку предохранителя в последнюю очередь.

Проверка корректности монтажа

1. Убедитесь, что питание прибора включено.

2. Вход выключателя массы(коричневый провод) активен(соединён с минусом питания).

3. Вход контроля включения фар(розовый провод) соединён с линией контроля включения фар.

4. Вход контроля пристёгнутого ремня безопасности(синий провод) соединён с линией контроля пристёгнутого ремня.

5. Включите фары. На приборе должен кратковременно зажечься Индикатор 1 контроля включения фар в нижней левой части прибора.

6. Пристегните ремень безопасности. На приборе должен кратковременно зажечься Индикатор 2 контроля пристёгнутого ремня безопасности в нижней правой части прибора.

7. Для машин оперативных служб проверьте соединение входа контроля включения проблескового маячка(оранжевый провод) с линией контроля включения проблескового маячка.

8. Включите проблесковый маячок. На приборе должен кратковременно зажечься Индикатор 3 контроля включения проблескового маячка справа от дисплея прибора.

Схема подключения

Скульптура

Предупреждение об езде с выключенными фарами

Световой и звуковой индикатор должен включиться при движении с выключенными фарами

Настройки по умолчанию предполагают, что при включенных фарах на входе i1 появляется напряжение. Алгоритм работы: при включенной "массе", отсутствии напряжения на первом входе(i1) и движении автомобиля(скорость более 10 км/ч и срабатывание датчика вибрации) ОСА будет мигать индикатором и издавать звуки.

При отсутствии необходимости контроля фар вход необходимо подключить к напряжению питания или отключить индикацию()

При выключенной "массе" звуковая и световая индикация отключается.

В окне настройки входа i1:

Выбрать режим работы входа: дискретный положительный

Скульптура
В окне настройки индикатора 1:

Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 2 (i1) и "Датчик перемещения", Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть снята. Напротив канала i1 должна быть отмечена галочка инверсии.

Инверсия означает, что предупреждение включается при выключенном входе (отсутствии напряжения на входе, выключенных фарах).

Скульптура


Скульптура

Предупреждение об езде с отстегнутым ремнем безопасности

Световой и звуковой индикатор должен включиться при движении автомобиля с отстегнутым ремнём

Настройки по умолчанию предполагают, что при отстёгнутом ремне вход подключен на минус, при пристёгнутом ремне сигнала на входе нет(высокоимпедансное состояние), либо присутствует напряжение 5В и более. Алгоритм работы: при включенной "массе", высокоимпедансном состоянии входа и движении автомобиля(скорость более 10 км/ч и срабатывание датчика вибрации) ОСА будет мигать индикатором и издавать звуки.

При выключенной "массе" звуковая и световая индикация отключается.

В окне настройки входа i2:

Выбрать режим работы входа: дискретный отрицательный

Скульптура
В окне настройки индикатора 2:

Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 3 (i2) и "Датчик перемещения", Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть снята. Флаг инверсии должен быть снят(означает, что вход срабатывает при активном входе, когда вход соединён с минусом, как происходит при отстегнутом ремне).

Отсутствие инверсии означает, что предупреждение включается при включенном входе i2 и включении (активации) датчика перемещения

Скульптура


Скульптура

Вход и индикатор проблескового маячка

При движении автомобиля с включённым проблесковым маячком должен увеличиться порог превышения скорости на 20 км/час. Звуковой индикатор не должен включаться.

Настройки по умолчанию предполагают, что при включении проблескового маячка на входе i3 появляется напряжение. При отключении маячка напряжение исчезает.

В окне настройки входа i3:

Выбрать режим работы входа: дискретный положительный

Скульптура
В окне настройки ОСЫ

снимите галочку "Сирена не подключена" и выберите канал сирены "4: i3" Галочка "инверсия входа" должна быть снята. Означает, что включению сирены соответствует включение (подключение входа к напряжению) датчика i3.

В окне настройки индикатора.

Окно вызывается при нажатии на кнопку индикатора, отмеченную стрелкой. Отметить галочку канала 4 (i3), Условие – "Все", галочка "Звук отключен" должна быть установлена. Флаг инверсии должен быть снят. Индикатор будет включаться при включенной "массе" и включении проблескового маячка/сирены. Звук при этом включаться не будет. включение индикатора поможет оценить корректность подключения при монтаже.

Скульптура


Скульптура
Паспорт
Руководство по эксплуатации